воскресенье, 10 марта 2013 г.

НЕДАВНЕЕ ДОСТИЖЕНИЕ. ПРИОБЩЕНИЕ К ИСКУССТВУ!

Прошла неделя с того момента, как 2 марта в уютной 3й школе улеглись страсти по очередной муниципальной научно-практической конференции "Эврика". Это одно из тех событий, по которым, я, словно по путеводной звезде, каждый год сверяю правильность своего профессионального пути.
На "Эврике"-2013 в трех секциях - "Политология и право. Экономика и экономическое развитие края", "История и историческое краеведение. История религии и церкви", "Искусствознание и культура Кубани" было представлено 4 моих воспитанницы - десятиклассницы, обучающиеся центра "Малая академия" Якушева Полина, Завада Инга, Митенко Екатерина, Соколова Ангелина.
И пусть только двум юным исследовательницам в жесткой конкурентной борьбе удалось стать призерами (Полине - 2й степени, Инге - 3й), я не разочарован. Очередной тест на "профпригодность" был мною сдан. Почему? Об этом  небольшой рассказ
  Все дело в том, что в этом учебном году мне впервые пришлось вплотную заняться искусством. В моей нагрузке в 100й школе - уроки искусства в 8 и 9 классах. Поэтому, когда Инга рассказала о своей поездке на осенних каникулах в Стамбул, и выяснилось, что собрано достаточно много фото-материала о храме Святой Софии (музей Айя-Софья сегодня), проснулся исследовательский интерес. Предстояло вместе собрать теоретическую информацию, проанализировать научную литературу. Труд научного руководителя не легок, а здесь приходилось идти и вовсе, на ощупь. Новые термины, новые сведения. И вот, Эврика! Апробация на уровне школьной конференции МБОУ СОШ №73 прошла удачно, Инга занимает первое место за явным преимуществом.

Воспитанницы "Малой академии", участницы городской Эврики-2013  Соколова Ангелина, Завада Инга, Митенко Екатерина (слева направо)
Конкуренция в секции "Искусствознание и культура Кубани" (участие в ее работе также стало новым опытом) превзошла все ожидания. Ни один из 7 участников не стал явным аутсайдером, все выступления были убедительны и имели свою изюминку. Однако, лидерство по результатам прений в секции захватили четверо обучающихся "Малой академии", в споре которых и решилась судьба призовых мест. И пусть Инга стала лишь третьей, пропустив всех основных конкурентов вперед, мы не остались разочарованными. К тому же, получена отличная практика в преддверие участия в Всероссийском конкурсе научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «Юность, Наука, Культура» Национальной Системы «Интеграция». Приобщение к искусству, считаю, имело место быть, а это самое главное.
Ну, а больше всего к искусству в тот день имела отношение, безусловно, торжественная церемония открытия "Эврики". Огромное спасибо неиссякаемому таланту и творческой энергии директора "Малой академии" Натальи Юрьевны Мишаревой, всех педагогов центра! Ну а мюзикл был великолепен! До встречи на Эврике-2014!

А теперь разрешите представить на ваш суд речь и презентацию призера 3-й степени третьего (очного) тура муниципального (зонального) этапа конкурса научных проектов школьников в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани (X городской научно-практической конференции школьников «Эврика») в муниципальном образовании город Краснодар в 2012-2013 учебном году Завада Инги Викторовны:

Уважаемый ПРЕДСЕДАТЕЛЬ, уважаемое ЖЮРИ КОНФЕРЕНЦИИ, уважаемые ПРИСУТСТВУЮЩИЕ!
         ВАШЕМУ вниманию представляется работа на тему: «ИСКУССТВО НА СЛУЖБЕ ИДЕОЛОГИИ (НА ПРИМЕРЕ СОБОРА СВЯТОЙ СОФИИ – АЙЯ-СОФЬЯ, СТАМБУЛ)».
Я давно мечтала побывать в мусульманской стране. И вот осенью 2012 года мне представилась возможность побывать в Турции, а именно в Стамбуле. Стамбул – величествен и многогранен, привлекает и завораживает своей красотой, а исторические достопримечательности не имеют цены, ими можно бесконечно любоваться, они притягивают туристов со всего света. Это не только главный турецкий, но и важнейший мировой политический и культурный центр. Это не только город с древнейшей историей, но и одна из колыбелей христианства.
    Посетив стамбульскую Софию, слушая экскурсовода, я понимала, что нахожусь в центре пересечения цивилизаций – европейской западной, православной и исламской. Каждый из правителей не жалел ни времени, ни средств на украшение главного ритуального объекта столицы своей империи – сначала Византийской, а затем, и Османской. Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошёл тебя!» – такие слова произнес, по преданию, император Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный Иерусалимский Храм.
      Мощь, могущество, Божественную силу и благодать – вот что символизировало искусство на службе Императоров, Патриархов и Султанов. Это огромное здание стало для меня каменным примером воздействующей силы искусства, использования его в политических целях. Актуальность предпринятого нами исследования, таким образом, мы видим в возможности на примере одного памятника искусства изучить важнейшую функцию искусства – культурно-идеологическую.
     Цель работы – анализ историко-идеологической трансформации монументального памятника архитектуры с составляющими единство его ансамбля жанрами (живописью, скульптурой) на примере храма Святой Софии в Стамбуле.
          Поставленной нами цели исследования соответствуют следующие задачи:
  1. «Полевое» изучение храма Святой Софии в Стамбуле, его описание и фотографирование;
  2. Поиск информации об особенностях как монументального строительства в целом, так и стамбульского храма в частности; 
  3. Выявление основных этапов развития данного памятника архитектуры в связи с сопутствующим историко-культурным фоном;  
  4. Определение влияния идеологического аспекта на каждом из этапов развития  храма Святой Софии и в современности.
В общем плане искусство может быть определено как концентрированное выражение эстетического отношения человека к действительности – природе, обществу, самому себе. Монументальное искусство приобретает образную завершенность в архитектурном ансамбле. К области монументального искусства относят памятники, панно, мозаики, фрески, они усиливают эстетическую выразительность ансамбля и одновременно выполняют функции монументальной пропаганды.
        Каждый объект монументальной архитектуры, как правило, несет за собой не только определенное функциональное назначение, но идеологическую базу. Классическим в этом смысле мы видим ансамбль Московского Кремля. Неслыханное великолепие храма Святой Софии в Константинополе – не менее яркий пример торжества идеологии при воплощении объекта искусства. Здание до такой степени поражало народную фантазию, что сложились легенды о непосредственном участии в его сооружении небесных сил. Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая». Русские послы от князя Владимира были поражены великолепием увиденного. «Мы не помнили себя, где стоим – на небе или на земле...».
    Не стоит забывать о церковном характере средневекового мировоззрения. С точки зрения оформившейся религии искусство есть лишь символический способ донесения высших истин, проповедуемых данной религией. Таким образом, мы видим, что средневековое монументальное искусство в основном выполняло идеологический заказ церкви и государства.
      В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6 м длины и 68,4 м ширины), образующий три нефа («корабля»): средний – широкий, боковые – более узкие. Это базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени.
         В 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён в мечеть. К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Айя-Софья. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции – алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Из-за этой переделки в Айя-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Без малого пятьсот лет Айя-Софья оставалась главной мечетью Османской империи, служила моделью для многих других турецких мечетей.
    Что касается функционального назначения здания, то и оно претерпело серьезные изменения. Оставаясь центром государственного богослужения церковных по своей сути государств – православного и исламского соответственно, в политическом смысле мечеть Айя-Софья значила меньше храма Святой Софии, так как в отличие от императоров Византии, султаны короновались в другой мечети.
     В XX веке произошел очередной крутой поворот в истории собора, и вновь он был связан с историческими и идеологическими обстоятельствами. С 1923 года Турция –республика, а с 1928 – светское государство. В 1934 году декретом Кемаля Ататюрка светская Турция превращает мечеть Айя в музей, с 1935 года открытый посетителям. В процессе тщательнейшей реставрации возникали сложности, связанные с долгой историей церкви в качестве как христианского, так и мусульманского храма: для того, чтобы обнаружить и восстановить испорченную или закрашенную христианскую мозаику и иконы, реставраторам приходилось разрушать исторически важные элементы исламского искусства. Однако реставраторам удалось сохранить баланс между двумя мировыми культурами. Посетители музея видят как христианские фрески, мозаичные панно, иконы, портреты императоров, так и восемь огромных медальонов (с именами Аллаха, Мухаммеда, первых калифов и имамов), ложу султана, минбар (место для проповеди). В результате, получился симбиоз церкви, мечети и музея.
       Однако, отсутствие службы в этом культовом месте не дает покоя многим религиозным силам в стране и в мире, вокруг современной Софии до сих пор продолжается конкуренция идеологий – церковных и светских.
         В 2007 году ряд влиятельных американских предпринимателей и политиков возглавили движение за возвращение первоначального статуса Святой Софии – «Совет по освобождению Святой Софии». Этот вопрос даже выносился ими на общественные слушания комитета по правам человека Конгресса США. В тоже время, в мусульманской, по сути, стране существует мощное движение за возвращение исламского богослужения в музей. В 2011 году вице-премьер Турции Бюлент Арынч во время посещения музея сказал, что «… в Айя-Софии нужно провести коренные изменения». В мае 2012 года тысячи мусульман приняли участие в массовой молитве у стен Айя-Софии. Затем они скандировали «Разбейте цепи, верните в Айя София мусульман», требовали снова здание в место для поклонения, каковым она являлась до превращения в музей.
         Таким образом, совместив наши собственные впечатления о соборе Святой Софии в Стамбуле, изучив историческую и научную литературу о строительстве, внутреннем и внешнем убранстве храма (с XV века мечети), а также обозначив возможные пути развития современной Турции и их влиянии на ситуацию вокруг музея Айя, мы можем сделать следующие выводы:
  • в истории собора Святой Софии явственно выделяются три основных этапа – христианский, мусульманский и современный («музейный»);
  • каждый из них внес определенный вклад в становление монументального ансамбля здания и сочетающихся в нем жанров искусства;
  • на каждом из этапов происходила утеря части шедевров искусства, составляющих общий ансамбль Айя-Софьи, что было связано со сменой исторического и идеологического фона;
  • каждый из них приводил к смене функционального предназначения архитектурного комплекса;
  • современный этап характеризуется «возвращением» ценителям искусства части утраченных ранее шедевров при проведении реставрационных работ;
  • в современной Турции сложилась достаточно сложная политическая обстановка, характеризующаяся острой конкуренцией светской и духовной идеологий, которая может отразиться на дальнейшей судьбе комплекса Айя-Софья.
Хотя официально ислам изъят из общественной жизни, он по-прежнему остается глубоко укоренившимся в сердце и разуме турецкого народа и определяет многие нюансы частной и общественной жизни страны. Однако уважение к заветам основателя республики – Кемаля Ататюрка, стремление страны в объединенную Европу, а также угроза вмешательства армии в развитие демократического процесса сдерживают тотальную исламизацию общества.
    Своеобразным «заложником» данной ситуации стал предмет нашего исследования. Мимо этого места невозможно пройти, вокруг музея в любое время суток всегда много приезжей публики, а в кассы музея всегда тянется очередь. Здесь бережно охраняют всю красоту и величие храма, сочетающего в себе и христианские, и мусульманские реликвии веры и поклонения богам. Это место, где две религии тесно переплелись и благополучно существовали рядом на протяжении многих веков. И нам кажется, что, возможно, впервые за долгую историю собора Святой Софии, забота о  шедевре искусства сможет преодолеть диктат идеологии, сохранив для потомков этот уникальный монументальный комплекс.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ, Я ГОТОВА ОТВЕТИТЬ НА ВАШИ ВОПРОСЫ!




1 комментарий:

Unknown комментирует...

Мы тоже там регулярно участвуем! Так держать!