Прошла неделя с того момента, как 2 марта в уютной 3й школе улеглись страсти по очередной муниципальной научно-практической конференции "Эврика". Это одно из тех событий, по которым, я, словно по путеводной звезде, каждый год сверяю правильность своего профессионального пути.
На "Эврике"-2013 в трех секциях - "Политология и право. Экономика и экономическое развитие края", "История и историческое краеведение. История религии и церкви", "Искусствознание и культура Кубани" было представлено 4 моих воспитанницы - десятиклассницы, обучающиеся центра "Малая академия" Якушева Полина, Завада Инга, Митенко Екатерина, Соколова Ангелина.
И пусть только двум юным исследовательницам в жесткой конкурентной борьбе удалось стать призерами (Полине - 2й степени, Инге - 3й), я не разочарован. Очередной тест на "профпригодность" был мною сдан. Почему? Об этом небольшой рассказ
Все дело в том, что в этом учебном году мне впервые пришлось вплотную
заняться искусством. В моей нагрузке в 100й школе - уроки искусства в 8 и
9 классах. Поэтому, когда Инга рассказала о своей поездке на осенних
каникулах в Стамбул, и выяснилось, что собрано достаточно много
фото-материала о храме Святой Софии (музей Айя-Софья сегодня), проснулся
исследовательский интерес. Предстояло вместе собрать теоретическую информацию, проанализировать научную литературу. Труд научного руководителя не легок, а здесь приходилось идти и вовсе, на ощупь. Новые термины, новые сведения. И вот, Эврика! Апробация на уровне школьной конференции МБОУ СОШ №73 прошла удачно, Инга занимает первое место за явным преимуществом.
Воспитанницы "Малой академии", участницы городской Эврики-2013 Соколова Ангелина, Завада Инга, Митенко Екатерина (слева направо) |
Конкуренция в секции "Искусствознание и культура Кубани" (участие в ее работе также стало новым опытом) превзошла все ожидания. Ни один из 7 участников не стал явным аутсайдером, все выступления были убедительны и имели свою изюминку. Однако, лидерство по результатам прений в секции захватили четверо обучающихся "Малой академии", в споре которых и решилась судьба призовых мест. И пусть Инга стала лишь третьей, пропустив всех основных конкурентов вперед, мы не остались разочарованными. К тому же, получена отличная практика в преддверие участия в Всероссийском конкурсе научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ
обучающихся «Юность, Наука, Культура» Национальной Системы «Интеграция». Приобщение к искусству, считаю, имело место быть, а это самое главное.
Ну, а больше всего к искусству в тот день имела отношение, безусловно, торжественная церемония открытия "Эврики". Огромное спасибо неиссякаемому таланту и творческой энергии директора "Малой академии" Натальи Юрьевны Мишаревой, всех педагогов центра! Ну а мюзикл был великолепен! До встречи на Эврике-2014!
А теперь разрешите представить на ваш суд речь и презентацию призера 3-й степени третьего (очного) тура муниципального (зонального)
этапа конкурса научных проектов школьников в рамках краевой научно-практической
конференции «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани (X городской научно-практической конференции школьников
«Эврика») в муниципальном образовании город Краснодар в
2012-2013 учебном году Завада Инги Викторовны:
Уважаемый
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ, уважаемое ЖЮРИ КОНФЕРЕНЦИИ, уважаемые ПРИСУТСТВУЮЩИЕ!
ВАШЕМУ вниманию представляется работа
на тему: «ИСКУССТВО НА СЛУЖБЕ ИДЕОЛОГИИ (НА ПРИМЕРЕ СОБОРА СВЯТОЙ СОФИИ –
АЙЯ-СОФЬЯ, СТАМБУЛ)».
Я
давно мечтала побывать в мусульманской стране. И вот осенью 2012 года мне
представилась возможность побывать в Турции, а именно в Стамбуле. Стамбул –
величествен и многогранен, привлекает и завораживает своей красотой, а
исторические достопримечательности не имеют цены, ими можно бесконечно
любоваться, они притягивают туристов со всего света. Это не только главный
турецкий, но и важнейший мировой политический и культурный центр. Это не только
город с древнейшей историей, но и одна из колыбелей христианства.
Посетив стамбульскую Софию, слушая
экскурсовода, я понимала, что нахожусь в центре пересечения цивилизаций –
европейской западной, православной и исламской. Каждый из правителей не жалел
ни времени, ни средств на украшение главного ритуального объекта столицы своей
империи – сначала Византийской, а затем, и Османской. Строительство собора
поглотило три годовых дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошёл тебя!»
– такие слова произнес, по преданию, император Юстиниан, войдя в построенный
собор и имея в виду легендарный Иерусалимский Храм.
Мощь, могущество, Божественную силу и
благодать – вот что символизировало искусство на службе Императоров, Патриархов
и Султанов. Это огромное здание стало для меня каменным примером воздействующей
силы искусства, использования его в политических целях. Актуальность
предпринятого нами исследования, таким образом, мы видим в возможности на
примере одного памятника искусства изучить важнейшую функцию искусства –
культурно-идеологическую.
Цель работы – анализ
историко-идеологической трансформации монументального памятника архитектуры с
составляющими единство его ансамбля жанрами (живописью, скульптурой) на примере
храма Святой Софии в Стамбуле.
Поставленной нами цели исследования
соответствуют следующие задачи:
- «Полевое» изучение храма Святой Софии в Стамбуле, его описание и фотографирование;
- Поиск информации об особенностях как монументального строительства в целом, так и стамбульского храма в частности;
- Выявление основных этапов развития данного памятника архитектуры в связи с сопутствующим историко-культурным фоном;
- Определение влияния идеологического аспекта на каждом из этапов развития храма Святой Софии и в современности.
В
общем плане искусство может быть определено как концентрированное выражение
эстетического отношения человека к действительности – природе, обществу, самому
себе. Монументальное
искусство приобретает образную завершенность в архитектурном ансамбле.
К области монументального искусства относят памятники, панно, мозаики,
фрески, они усиливают эстетическую выразительность ансамбля
и одновременно выполняют функции монументальной пропаганды.
Каждый объект монументальной
архитектуры, как правило, несет за собой не только определенное функциональное
назначение, но идеологическую базу. Классическим в этом смысле мы видим
ансамбль Московского Кремля. Неслыханное великолепие храма Святой Софии в
Константинополе – не менее яркий пример торжества идеологии при воплощении
объекта искусства. Здание до такой степени поражало народную фантазию, что
сложились легенды о непосредственном участии в его сооружении небесных сил. Уже
с момента постройки за церковью закрепилось название «великая». Русские послы
от князя Владимира были поражены великолепием увиденного.
«Мы не помнили себя, где стоим – на небе или на земле...».
Не стоит забывать о церковном
характере средневекового мировоззрения. С точки зрения оформившейся религии
искусство есть лишь символический способ донесения высших истин, проповедуемых
данной религией. Таким образом, мы видим, что средневековое монументальное
искусство в основном выполняло идеологический заказ церкви и государства.
В плане собор представляет собой
продолговатый четырёхугольник (75,6 м длины и 68,4 м ширины),
образующий три нефа («корабля»): средний – широкий, боковые – более узкие. Это базилика
с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная
система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени.
В 1453 года султан Мехмед II,
завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён
в мечеть. К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть
Айя-Софья. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции – алтарь
на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в
юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Из-за этой переделки в
Айя-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане
вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Без
малого пятьсот лет Айя-Софья оставалась главной мечетью Османской империи,
служила моделью для многих других турецких мечетей.
Что касается функционального
назначения здания, то и оно претерпело серьезные изменения. Оставаясь центром
государственного богослужения церковных по своей сути государств –
православного и исламского соответственно, в политическом смысле мечеть
Айя-Софья значила меньше храма Святой Софии, так как в отличие от императоров
Византии, султаны короновались в другой мечети.
В XX веке произошел очередной крутой поворот
в истории собора, и вновь он был связан с историческими и идеологическими
обстоятельствами. С 1923 года Турция –республика, а с 1928 – светское
государство. В 1934 году декретом Кемаля Ататюрка светская Турция превращает
мечеть Айя в музей, с 1935 года открытый посетителям. В процессе тщательнейшей
реставрации возникали сложности, связанные с долгой историей церкви в качестве
как христианского, так и мусульманского храма: для того, чтобы обнаружить и
восстановить испорченную или закрашенную христианскую мозаику и иконы,
реставраторам приходилось разрушать исторически важные элементы исламского
искусства. Однако реставраторам удалось сохранить баланс между двумя мировыми
культурами. Посетители музея видят как христианские фрески, мозаичные панно, иконы,
портреты императоров, так и восемь огромных медальонов (с именами Аллаха,
Мухаммеда, первых калифов и имамов), ложу султана, минбар (место для
проповеди). В результате, получился симбиоз церкви, мечети и музея.
Однако, отсутствие службы в этом культовом
месте не дает покоя многим религиозным силам в стране и в мире, вокруг
современной Софии до сих пор продолжается конкуренция идеологий – церковных и
светских.
В 2007 году ряд влиятельных американских
предпринимателей и политиков возглавили движение за возвращение первоначального
статуса Святой Софии – «Совет по освобождению Святой Софии». Этот вопрос даже
выносился ими на общественные слушания комитета по правам человека Конгресса
США. В тоже время, в мусульманской, по сути, стране существует мощное движение
за возвращение исламского богослужения в музей. В 2011 году вице-премьер Турции
Бюлент Арынч во время посещения музея сказал, что «… в Айя-Софии нужно провести
коренные изменения». В мае 2012 года тысячи мусульман приняли участие в массовой
молитве у стен Айя-Софии. Затем они скандировали «Разбейте цепи, верните в Айя
София мусульман», требовали снова здание в место для поклонения, каковым она
являлась до превращения в музей.
Таким образом, совместив наши
собственные впечатления о соборе Святой Софии в Стамбуле, изучив историческую и
научную литературу о строительстве, внутреннем и внешнем убранстве храма (с XV
века мечети), а также обозначив возможные пути развития современной Турции и их
влиянии на ситуацию вокруг музея Айя, мы можем сделать следующие выводы:
- в истории собора Святой Софии явственно выделяются три основных этапа – христианский, мусульманский и современный («музейный»);
- каждый из них внес определенный вклад в становление монументального ансамбля здания и сочетающихся в нем жанров искусства;
- на каждом из этапов происходила утеря части шедевров искусства, составляющих общий ансамбль Айя-Софьи, что было связано со сменой исторического и идеологического фона;
- каждый из них приводил к смене функционального предназначения архитектурного комплекса;
- современный этап характеризуется «возвращением» ценителям искусства части утраченных ранее шедевров при проведении реставрационных работ;
- в современной Турции сложилась достаточно сложная политическая обстановка, характеризующаяся острой конкуренцией светской и духовной идеологий, которая может отразиться на дальнейшей судьбе комплекса Айя-Софья.
Хотя
официально ислам изъят из общественной жизни, он по-прежнему остается глубоко
укоренившимся в сердце и разуме турецкого народа и определяет многие нюансы
частной и общественной жизни страны. Однако уважение к заветам основателя
республики – Кемаля Ататюрка, стремление страны в объединенную Европу, а также
угроза вмешательства армии в развитие демократического процесса сдерживают тотальную
исламизацию общества.
Своеобразным «заложником» данной
ситуации стал предмет нашего исследования. Мимо этого места невозможно пройти,
вокруг музея в любое время суток всегда много приезжей публики, а в кассы музея
всегда тянется очередь. Здесь бережно охраняют всю красоту и величие храма,
сочетающего в себе и христианские, и мусульманские реликвии веры и поклонения
богам. Это место, где две религии тесно переплелись и благополучно существовали
рядом на протяжении многих веков. И нам кажется, что, возможно, впервые за
долгую историю собора Святой Софии, забота о
шедевре искусства сможет преодолеть диктат идеологии, сохранив для
потомков этот уникальный монументальный комплекс.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ, Я ГОТОВА ОТВЕТИТЬ НА ВАШИ
ВОПРОСЫ!
1 комментарий:
Мы тоже там регулярно участвуем! Так держать!
Отправить комментарий