Цифирная школа — школа в системе начального образования в России, созданая в начале XVIII века по указу Петра I. К 1744 году все цифирные школы были закрыты.
Практическое создание школ началось с 1715 года, когда с перемещением
Школы математических и навигацких наук в Петербург Пётр I распорядился
разослать по губерниям по два ученика этой школы, выучивших геометрию и
географию для «науки молодых ребяток из всяких чинов людей». Уже в
следующем 1716 году было открыто двенадцать школ в разных городах
России, а в 1720—1722 годах открылись ещё тридцать. Новые школы обучали
арифметике и геометрии, отчего и назывались цифирными (а также, изредка,
арифметическими). Целью школ было первоначально подготовка кадров для гражданской
службы, и потому их посещение требовалось для детей приказных в возрасте
от 10 до 15 лет, но уже в 1719 году в школу должны были ходить "всякого
чина дети, кроме однодворцев".
Почему же новые школы не прижились, читаем
Цифирные школы подчинялись Адмиралтейств-коллегии, так как получали учителей из морской академии.В начале 1720-х годов в школах обучались свыше 2000 человек. С 1721 года стали открываться также епархиальные школы, к 1726 году их
было открыто 46, и к концу царствования Петра I почти каждый губернский
город имел по две школы: одну светскую и одну духовную.
Российское общество в начале XVIII века не было готово к
широкомасштабному начальному образованию. Ситуация усугублялась также
как принудительным характером обучения, проистекавшим из
правительственного взгляда на учение как на службу государству,
добросовестное отбывание которой вознаграждалось жалованьем, а за
уклонение взыскивались штрафы, так и грубостью педагогической техники,
включавшей битьё батогами, сажание на цепь и дежурство в классе отставного гвардейского солдата с хлыстом
для унятия крика и бесчинства. Сословия начали протестовать против
новой для них школьной повинности; посадские люди первыми стали просить
освободить их от обязательной посылки детей в школы, правительство
удовлетворило требование горожан в 1720 году, после челобитной, так
описывающей разорение посадских и государства от начального образования:
в помянутыe школы принуждают их высылкою детей их, и держат из них многих в тюрьмах и за караулом, а дети де их от 10 до 15 лет обучаются купечеству и вступают в торговые промыслы и сидят в рядах за товарами, и ныне де многие из них с отцами и с братьями и с свойственниками и с товарищами в отъездах для торгов в дальних городах. А с торговых де промыслов отцы их платят таможенные пошлины и всякие подати и службы служат и ежели де детей их купецких людей повелено будет брать в те школы, то они от торговли и промыслов своих вовсе отстанут и обучиться уже впредь торговому промыслу будет невозможно, а вышеписанной де науке многие из детей их обучаются и сами собою. И чтобы Великий Государь пожаловал их, не велел в выше объявленные школы с посаду детей их имать, дабы оттого в положенных на них податях и сборах таможенных пошлин умаления не было, а им бы оттого в разорении не быть.
Цифирные школы теряли учеников по крайней мере двумя путями:
- в ходе конкуренции с духовными школами был потерян для цифирных школ почти весь контингент детей духовного сословия.
- посадские и купеческие дети были отпущены по требованию отцов, которые хотели обучить детей ремеслу и торговле, а не арифметике.
В результате цифирные школы начали оставаться без учеников и
закрываться. После ухода посадских и духовных детей в четырнадцати
цифирных школах совсем не осталось учеников; школы пришлось закрыть, а
учителя вернулись из провинциальных городов обратно в морскую академию. К 1727 году сохранилось всего 28 школ с 500 учениками, в основном детьми приказных.
Презентацию "Внешняя политика Петра I" смотри здесь:
Презентацию "Внешняя политика Петра I" смотри здесь:
Комментариев нет:
Отправить комментарий