среда, 13 марта 2013 г.

ИСТОРИЯ ИЗНУТРИ

Полина Якушева получает диплом лауреата III степени Всероссийской открытой конференции учащихся «Юность. Наука. Культура» (Обнинск-2012)
Как показывает практика последних научно-практических конференций школьников, на которых приходилось присутствовать, в секции "История" явными фаворитами становятся участники, чей проект опирается на семейную историю. Полностью ориентирован на такую практику, например, ежегодный Конкурс для старшеклассников «Человек в истории. Россия – ХХ век». 
Хотя, на недавно состоявшейся городской "Эврике", успеха добился Бруяка А. с "Сравнительным анализом боевых действий на Бородинском поле в 1812 и 1941 годах". 
И все же, тенденция последних лет ясна. Например, на той же Всероссийской открытой конференции учащихся «Юность. Наука. Культура» в секции "История. Военная история" победила юная исследовательница из Нальчика, которая просто изучила свою родословную до 14 колена (!!!). Древо ее семьи не поместилось вдоль двух стен большой аудитории. Результат - представление к Президентскому гранту в рамках Программы поддержки талантливой молодежи (60 тысяч рублей). Мне же хотелось поделиться с Вами выступлением Полины Якушевой, воспитанницы "Малой академии", в столь сложной борьбе, впервые выступая на таком уровне, завоевавшей диплом лауреата III степени. Получает его Полина, кстати, из рук маститого профессора и доктора исторических наук.

Уважаемый ПРЕДСЕДАТЕЛЬ, уважаемое ЖЮРИ КОНФЕРЕНЦИИ, уважаемые ПРИСУТСТВУЮЩИЕ!

          ВАШЕМУ вниманию представляется работа на тему: «Столыпинская аграрная реформа в судьбах моей семьи».

          Выбранная мною тема, заинтересовала меня по нескольким причинам. Во-первых -  это событие касается меня и моей семьи, во-вторых – это историческое событие, которое перевернуло судьбы многих людей.
    Прямыми участниками этих событий, в 1907 году, стали мои прапрабабушка и прапрадедушка. На примере их семьи  рассмотрим Столыпинскую аграрную реформу, проанализируем некоторые вопросы, которые заинтересовали меня в процессе изучения этой темы. Мне очень интересно было узнать кто мои предки, какой образ жизни вели, почему переселились, увидеть фотографии…
          Летопись в моей семье, к сожалению, не ведётся, поэтому свой рассказ я буду составлять из воспоминаний моего дедушки, сохранившихся с тех далеких времен фотографий. Целью нашей работы стало, таким образом, проследить, как столыпинская аграрная реформа – событие огромного значения для судеб миллионов жителей дореволюционной России, повлияло на жизнь нескольких поколений нашей семьи, достаточно небольшого числа людей.      
         Раньше мне казалось, что я знаю о своих предках и их жизни. Взявшись за написание работы, я была уверенна, что напишу  многое о жизни моих родственников. Когда я  начала анализировать, что же я знаю, оказалась  не только я, но и моя мама и дедушка многое не помнят. Мы начали вспоминать, подняли семейный архив, многие документы. Составили генеалогическое древо семьи. Это увлекло не только меня, но и всю мою семью, оказывается, так интересно узнавать, именно мелкие подробности  жизни моих предков. Как они добирались, какое у них было хозяйство, кто сколько учился, как помогали друг другу, у кого кто родился и роднились потом.
         Основными источниками исследования, стали, таким образом, устные рассказы моего дедушки, Якушева Вячеслава Михайловича, записанные на диктофон, и ряд сохранившихся в нашем семейном архиве фотографий. К сожалению, дневниковые записи моей родни, уцелевшие в семейном архиве в виде альбомов, не подлежат восстановлению и оцифровке, поэтому мы не смогли приложить их в качестве приложений к тексту работы.
      Также в ходе работы над исследованием мы изучили биографию Петра Аркадьевича Столыпина, министра внутренних дел России, а с 8 июля 1906 года и председателя Совета Министров, его политические идеи и взгляды. С помощью текста Указа Правительствующему Сенату о дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования от 9 ноября 1906 года, мы проанализировали основы аграрной политики Столыпина. Также мы проанализировали ряд публичных выступлений П.А. Столыпина, конкретизирующих его воззрения на аграрный вопрос в стране в начале XX века. Для этого привлекли дополнительную историческую литературу, хрестоматию исторических документов, сборник речей Столыпина.
Моя прапрабабушка Феодосия и прапрадедушка Семен жили в Белоруссии в Могилевском районе, в деревне Старый Стан. У них было всего 5 детей. Первая дочь умерла в детстве, а мальчик – Иван родился деревне. Последующие же дети: Елена, Михаил (мой прадедушка) и Георгий родились уже в Сибири.
         Прапрабабушка и прапрадедушка решили переселиться в Сибирь, так как наделы земли в Белоруссии были малы. У прапрабабушки Феодосии было 6 братьев и сестер, поэтому земли для всех не хватало.  Когда в 1906 г. опубликовали Указ о Столыпинской аграрной реформе, бабушка Феодосия и дедушка Семен с опаской отнеслись к этому событию, но соседству  в деревне проживал Шаламов Терентий со своей семьей, он побывал ходоком в Сибири, присматривал места для жительства. Там он присмотрел деревню Алексеевку, Курагинского района, так как там было очень много свободной земли. Вернувшись назад, Терентий сагитировал моих прапрабабушку и прапрадедушку на переселение. В Сибирь уехал Терентий со своей женой Ариной и семья Якушевых, то есть Феодосия, Семен и сестра Феодосии Домна. Мать Феодосии, ее братья и сестры остались в Белоруссии, в деревне Старый Стан. Спустя несколько лет мать Марина и сестра Феодосии Евгения переехали в Сибирь, где и умерла мать Феодосии.
      Ехали очень долго, несколько месяцев. Выделялись вагоны и теплушки для переезжающих. Брали с собой сельхозинвентарь, бороны (сельскохозяйственное орудие для обработки почвы). В период переселения произошли потери в семьях. Люди заболевали, умирали и болели…  Дедушка рассказывал, что едут они, и заболевает ребенок, все видят , что он уже помирает и тогда на первой попавшейся станции выходят и просят жителей взять ребенка и вылечить его, так как все равно он помрет, не доедет в Сибирь. Жители берут его, а взамен переезжающие дают им картофель, рожь, скот в качестве денег и благодарности. За этими отданными детьми потом не возвращаются.
        Наконец мои предки добрались до свободных земель в конце лета. Выделили им участок, еще  в необжитой деревне Алексеевка, Курагинского района. Деревня Алексеевка находится у подножья Саян, на юге Красноярского края.  Несколько дворов уже было построено. Решили выкопать землянку, потому что боялись не успеть к зиме, утеплили ее. Зима пришла в Сибирь морозная, даже коренные сибиряки не помнили такой лютой зимы. Птицы замерзали на лету. А представьте,  какого было дедушке с бабушкой, если они прожили в Белоруссии, где всегда тепло. За время зимы, прапрадед ездил на заготовку леса для строительства дома. Кооперировались бригады  мужиков, которые тоже хотели построить дома и ехали в Тайгу. Купили лошадей, телеги и сани и зимой ездили в Тайгу на лошадях в санях с мешками овса-корма для лошадей.  Как такового леса для строительства там не было и мужики ехали за 40- 70 км на санях. Валили лес, обрабатывали его.. Пилили, обрубали, валили деревья и стаскивали их к берегу реки Туба, река была вся подо льдом. полноводная и быстрая, с каменистым дном. Складывали бревна на берегу реки и делали плоты. По весне, когда лед на реке прошел, а на берегу все еще лежал снег, сплавляли по реке плоты, а дальше увозили лошадьми к дому, в деревню.
         За лето построили деревянный дом. Один этаж, низкие потолки, посередине печь. Земли было очень много, давали, сколько сумеешь обработать. В Сибири очень холмистая местность, приходилось тщательно выбирать земли, чтобы получить хороший урожай. По весне купили скот, овец и коров. Земли обработали очень много. Когда уже немного прижились на новом месте у бабушки, родилось трое детей: Елена, Михаил и Георгий.
       Через некоторое время дедушка умер из-за непосильного труда, ведь именно он вспахивал земли и строил дом. Урожайность  на новом месте была очень слабая. Но так как земли было много, то бабушке и дедушке хватало. Моя семья никогда не хотела вернуться обратно в Белоруссию. Мои предки так и оставались в Алексеевке до войны. На войну ушли все сыновья, все они вернулись домой. Мой прадедушка был трижды ранен, но все, же вернулся обратно в родной дом в Сибирь.
      Каковы же были итоги столыпинского аграрного курса? Историки считают, что результаты были очень далеки от ожидаемых…. Реформа не достигла ни экономических, ни политических целей, которые перед ней ставились. Деревня вместе с хуторами  оставалась такой же нищей, как и до Столыпина. Наделение крестьян правом частной собственности  на землю удалось лишь частично, при этом сохранилось противоречие между крестьянами и помещиками; хотя переселение крестьян в Сибирь, Среднюю Азию в какой-то степени удалось. Аграрная реформа, проведенная Столыпиным П. А. была признана проваленной, но для моих предков она   обернулась не провалом, а  успехом.
      Я считаю, что, живя в Белоруссии,  они не смогли вырастить и прокормить имеющихся детей,  не говоря о вновь родившихся. Конечно, эта реформа была не до конца продумана и просчитана. Для многих семей она принесла горе и лишения, начиная от сборов в Сибирь, люди оставляли свои дома, нехитрые сбережения, с трудом добирались до Сибири,  зачастую не получали землю. Приходилось возвращаться домой, можно сказать, в неизвестность. У тех, кому удалось получить землю, тоже было не все гладко, многие  не смогли до холодов построить дома. Моим же предкам, удалось удачно добраться до Сибири, получить землю, и вовремя построить дом, посеять и успешно собрать первый урожай. Пускай, конечно же, было и трудно,  но все же они добились своего. 
        Мне очень захотелось съездить в деревню Алексеевку и посмотреть, может каким то чудом сохранился тот дом , что они строили, сфотографировать его и это фото вместе с воспоминаниями оставить своим детям. Я думаю, что им будет еще более интересно  прочитать воспоминания и посмотреть фотографии. Почему больше? Да потому что с годами стирается вся личная информация и остается история как бы «про всех», конечно в книгах, где отражены исторические факты нашей  Родины, мы можем многое почерпнуть. Когда это касается лично тебя, и ты чувствуешь каждой клеточкой  своего сердца, ощущаешь, что ты действительно часть истории и твоя семья  пусть маленький, крошечный, но все же штрих этой истории, сердце наполняется гордостью и чем- то значимым. Я рада, что  взялась писать эту работу. Возможно, не взявшись за написание,  я так бы многое и не узнала. Жаль, что многая информация о нашей семье  потеряна и не сохранилась. Тогда это, наверное, казалось не так значимо, но теперь то я знаю как интересно и важно сохранять историю семьи.
Спасибо за внимание!
А вот и презентация к работе

Этот наш совместный труд с Полиной - один из любимых.  Потрясающую работоспособность и стремление изучать родную историю проявил этот ребенок. Талант!

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Какие молодцы!!!