воскресенье, 26 января 2014 г.

ЕГЭ по истории. С6. Исторический портрет. Аристотель Фиораванти.

Не за горами главное испытание для старшеклассников - ЕГЭ. Экзамен по истории является одним из наиболее востребованным. Его не избегут будущие политологи, философы, юристы, искусствоведы, лингвисты.
Одним из самых сложных на ЕГЭ по истории считается письменное задание С6, в обиходе "Исторический портрет". 
Посмотрим, как оно формулируется в демо-версии 2014 года
С6. Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.
1) Дмитрий Донской; 2) М.М. Сперанский; 3) У. Черчилль; 4) Н.С. Хрущёв.
Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.
Опыт говорит о том, что на экзамене редко предлагают написать портрет фигуры истории "первого плана" - Дмитрия Донского, Петра Великого, Ленина, Сталина. Скорее, это персонажи "второго плана" - реформаторы (Сперанский, Уваров, Витте), писатели, общественные деятели  (Солженицын, Сахаров). А это, согласитесь.. сложнее.
Например, в одном из вариантов ЕГЭ-2012 были Даниил Галицкий (!!!), Павел I и Л.И.Брежнев. А что вы знаете о Сунь Ятсене??? Да, в прошлом году он был предложен выпускникам для описания. Давайте погадаем,и возьмем одну из таких фигур "второго плана", если не "третьего". Итак, исторический портрет Аристотеля Фиораванти смотри здесь и
Для тех, кто ничего не знает об этом человеке, смотри интересный материал здесь. Каково? И дипломат, и тайный агент... Но, для готовящегося к ЕГЭ серьезно, конечно, это, прежде всего, архитектор, строитель Красного кирпичного Кремля и Успенского собора в Московском кремле (на фото).
Итак, приступим. Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Проводим ассоциации - эти объекты были построены при Иване III Великом, он правил 1462-1505 (надо знать, один из крупнейших персонажей русской истории, создатель РЦГ). 
Пишем: "Аристотель Фиораванти - выдающийся итальянский архитектор, жил в середине - конце XV века". Кстати, даже у старшеклассников перевод лет в века вызывает затруднение. Объясню, 1462 - к первым 2 цифрам 4х значного года прибавляем 1 (14+1=15), и помним, что корректно век писать римскими цифрами!
 Далее,Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Что такое направления? Удобно объяснять это либо целями политика (например, расширение территории страны), либо видами деятельности (полководческая, реформаторская).
Пишем: "Основными направлениями деятельности А. Фиораванти было:
1) зодчество 
2) инженерное дело
3) военная деятельность.
Фиораванти прибыл в Россию по приглашению великого князя Московского Ивана Третьего, построил главный собор страны - Успенский в московском Кремле. Это место венчания на царство всех российских монархов.
Зодчий (архитектор) спроектировал новые стены Московского Кремля из красного кирпича, стоящие уже более пяти веков.
Фиораванти - инженер, руководитель русской артиллерии в войске Ивана III. Во время похода на Новгород 1478 построил первый в стране понтонный мост через Волхов.
Участвовал в военных походах Ивана Третьего на Новгород Великий, Тверь, Казанское ханство".
Нюансы. Если информации не много (личность достаточно темная), логично "раздуваем" имеющуюся информацию: он и архитектор, и инженер. 
Просят не менее 2х направлений - пиши три, подстраховывайся от не зачтенных неправильных формулировок.
Не знаешь дат, не пиши, от тебя их не требуют. Но, лучше показать знания, тем более 1478 - подчинение Новгорода - одна из ключевых дат истории и серьезно готовящемуся выпускнику известна.
Каждая новая мысль с новой строки. И не запутаешься, и визуально "расширишь" ответ!
Показывай свою интеллектуальность, это привлекает баллы, часть С проверяют эксперты, им приятно будет смотреть работу знающего школьника. Зодчий - архитектор на Руси, Успенский собор - место венчания царей.
И завершение. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений. 
Пишем: "Результатами деятельности А.Фиораванти стало оформление архитектурного облика исторического центра Москвы - Кремля. 
Кроме того, его инженерный и полководческий таланты позволили успешно продолжить процесс объединения Руси вокруг Москвы, создания Русского централизованного государства.
Таким образом, иностранец Аристотель Фиораванти стал важным действующим лицом русской истории, его творениями мы наслаждаемся до сих пор".
Что учитываем? Максимально подстраиваемся под формулировку задания, избегаем возможных кривотолков при проверке ("Это вы не написали!").
Подводим итог, делаем вывод. Обязательно для любого творческого задания!
Удачи, готовимся дальше!


Комментариев нет: